Интегрированный урок географии и химии в 9 классе
15 ноября 2018 года в Русаковской школе прошел интегрированный урок географии и химии в 9 классе. Тема урока «Металлы в природе. Общие способы получения металлов. Металлургия«
Учащиеся, рассмотрев различные предметы на столе, в беседе с учителем определили тему и цели урока. Затем вместе с учителем химии Анкушевой Н.П. учащиеся выяснили в каком виде металлы находятся в природе (в виде соединений и свободном самородном виде). Были названы основные минералы, содержащие железо и учащиеся, ознакомившись с образцами металлов, провели лабораторный опыт. На его основе сделали вывод, что названия минералам даны по их физическим свойствам: магнитный железняк несильно, но притягивается к магниту, цвет черты на фарфоровой чашке лимонита (бурого железняка) − желто-коричневый, а черта гематита (красного железняка) − красно-коричневая.
Учитель географии Богачева И.С. дала задание найти на карте атласа «Черная и цветная металлургия» основные центры производства цветных металлов и данные занести в таблицу. Результаты работы были озвучены и соотнесены с таблицей на слайде.
Затем учащиеся выясняли, что такое металлургический комплекс, какие отрасли входят в его состав, значение комплекса. При работе с учебником химии учащиеся составили схему «Виды металлургии в зависимости от способа получения металла» и выяснили, на чем основаны эти производства. Наиболее необычным оказался микробиологический способ получения металлов, при котором особые тионовые бактерии переводят нерастворимые соединения в растворимые.
Вместе с учителем географии учащиеся определили факторы, влияющие на размещение металлургических производств.
Во время физминутки учащиеся немного отдохнули и были готовы продолжить работу.
После просмотра видеоролика «Галилео. Металлургия», учащиеся составили технологическую цепочку черной металлургии.
В качестве закрепления, учащиеся определили какой из минералов, содержащих железо, наиболее выгодно использовать в качестве сырья для получения металла. Для этого они определили массовую долю содержания железа в каждом минерале и выяснили, что наиболее выгодно использовать магнитный железняк (содержание железа в нем 72 % против 70% в красном железняке и 68% − в буром).
В конце урока была проведена рефлексия и самооценка учащимися своей работы на уроке. А также был сделан вывод: были ли достигнуты цели урока.
В домашнем задании кроме параграфов в учебнике были даны задания из КИМов по географии и творческое задание − обозначить на контурной карте, внесенные в систематическую таблицу, центры цветной металлургии.
Также было отмечено, что изучение металлургического комплекса и разных металлов будет продолжено на уроках географии и химии.
Учителя-предметники провели самоанализ урока. Присутствующие учители высказали свое мнение об уроке. Рекомендовано: разместить материал на сайте школы.